Воскресенье, 19.11.2017, 03:56
              пиритурс"
 
ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ПО МЕСТАМ СИЛЫ
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта

Категории раздела
Храмы западного христианства [7]
Православные храмы и монастыри [0]
Храмы разных конфессий [7]
Мусульманские святыни [5]
Буддистские храмы и монастыри [4]
Индуистские храмы [3]
Китай-Тибет
Испания - Франция
Статистика
Rambler's Top100
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

социальные сети





 Каталог статей
Главная » Статьи » Храмы разных культур » Индуистские храмы

Южная Индия. Чидамбарам, храм танцующего Шивы             

ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРА, ОСНОВНЫЕ СВЯЩЕННЫЕ РЕЛИКВИИ

П л а н Ч и д а м б а р а м а

план Чидамбарама

Согласно древним текстам (Skanda Purana и др.) храм Чидамбарам возник задолго до нашей эры. На его нынешнем месте находился лотосовый пруд, расположенный в дремучем мангровом лесу. На южном берегу этого пруда стояла нерукотворная Линга (Svayambhu Linga). Линга - это один из основных символов Шивы, причём больше всего ценятся естественные необработанные камни, имеющие форму лингама (фаллоса). Именно такая линга и находилась в этом месте (Svayambhu - означает нерукотворная).

В это дикое место пришли двое святых Вьяграпада (Vyagrapada), что означает имеющий ноги тигра и Патанджали (Patanjali). Согласно легенде у него были ноги в виде змей. Им было предсказано, что если они проведут перед этой Лингой на берегу пруда специальный обряд, сюда явится сам бог Шива, чтобы исполнить свой Космический танец - Ананда Тандава (Ananda Tandava). Этот тот самый танец, который разрушает и созидает вселенные, поддерживает гармоничное существование космоса.

П а т а н д ж а л и с н о г а м и Н а г а

Патанджали с ногами Нага

Двое святых прошли длительный путь из разных концов Индии, чтобы встретиться в этом месте. Когда они провели обряд, предсказание сбылось, и перед ними появился Шива, исполнивший свой танец. Согласно легенде это произошло в четверг. Великий бог обещал им исполнять свой танец на этом месте во все времена. Согласно Индуизму, важнейшее значение этого танца связано с привнесением космического порядка в Ноосферу земли. Пока существует этот храм, и проводятся все обряды, человеческая цивилизация защищена от хаоса и вторжения демонических сил.

На месте, где танцевал Шива, был построен деревянный храм, позднее вокруг возник огромный храмовый комплекс. Этот первый деревянный храм цел и теперь, только он находится уже внутри святая святых комплекса - Золотого храма, покрытого золотой черепицей.

Обрядовая традиция Храма заключается в поддержании гармоничной связи между человечеством и божественной реальностью, их разными временными структурами. Отсюда два типа обрядов, одни направленные на человека, другие призванные служить Богам. Они функционируют в двух временных масштабах. Дело в том, что один день Богов - это год человеческого времени. Отсюда ритуалы, направленные на человека, распределяются по суточному циклу - разные обряды проводятся в различное время. А ритуалы, предназначенные для Богов, проводятся в разное время года. Поэтому некоторые храмы комплекса функционируют только один раз в году, во время соответствующего праздника, например, храм тысячи колон или тысячи лингамов.

В его теперешнем виде храмовый комплекс был построен во времена династии Чёла (Chola) с 11 по 13 век. Он имеет прямоугольную форму и занимает площадь около 13 гектаров. В его планировке отражены принципы космической гармонии. Так он состоит их 5-ти концентрических внутренних дворов - Пракаров (Prakaras), соответствующих пяти первоэлементам. Последний Пракара не виден снаружи, так как находится внутри Золотого храма. Входы в комплекс защищают 4 пирамиды, напоминающие мексиканские. Каждая из них имеет 7 этажей, соответствующих семи чакрам, а по середине проходит шахта - аналог центрального канала Сушумны. Желающие попасть в Чидамбаран должны проходить под одной из них. Над аркой южного входа расположен знак династии Чёла - две рыбы. Лотосовый пруд находится во втором Пракаре с северной стороны.

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ ОБЪЕКТЫ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА

СИТ САБХА

Главным зданием храмового комплекса является Сит Сабха (Cit Sabha) - храм с золотой крышей. Он является самым древнем строением, поставленным на месте, где Шива исполнил свой танец. Первоначально храм был сделан из дерева и имел прямоугольную форму. Затем он был обложен камнем. Однако первоначальное строение сохранилось внутри. Оно как минимум вдвое старше остальных зданий комплекса и не имеет аналогов в Индийской архитектуре.

Х р а м с з о л о т о й к р ы ш е й в к о м п л е к с е Ч и д а м б а р а м а

Храм с золотой крышей в комплексе Чидамбарама

Первые упоминания о нем встречаются в Сканда Пуранах (Skanda Purana) и датируются 6-м веком до нашей эры. Однако согласно мифам он был построен гораздо раньше царем Света Ваннан (Sveta Vannan), который был болен проказой и смог излечиться, совершая богослужения Шиве и делая омовения в священном озере. В её теперешнем виде Сит Сабха была построена при царе Чола Адитья (Chola Aditya) и его сыне 871 и 955 годами.

В этом храме хранятся главные реликвии Дикшитаров: Акаша Линга - тонкоматериальное воплощение архетипа Шивы за пределами формы; Кристаллическая Линга, по легенде выполненная из вещества лунного серпа в волосах Шивы и скульптура Шивы Натараджи, выполненная из рубина.

Архитектура Сит Сабха буквально пронизана Ведической символикой. В Индуизме вселенная воспринимается как тело божества Вират Пуруша (Virat Purusha). Этот образ как фрактал отображается и во всех меньших масштабах. Так и храмовый комплекс Чидамбарама так же рассматривается как одна из проекций тела Пуруши. А место где Шива исполнил свой танец, храм Сит Сабха, рассматривается как сердце. Девять ступ, венчающих золотую крышу, рассматриваются как девять отверстий человеческого тела, одновременно символизируя и девять богинь. Крыша сделана из 21600 черепиц, обозначающих общее число вдохов и выдохов, опущенных человеку на время его жизни.

Х р а м с з о л о т о й к р ы ш е й

Храм с золотой крышей

Пять основных ступеней у входа в святилище символизируют пять слогов мантры "ОМ НАМА ШИВАЙЯ" (естественно при её написании на санскрите). Гранитный фундамент Храма, называемый Парвадам (Parvadam), связан с образом священной горы Кайлаша.

Вход в Сит Сабха находится внутри пристроенного к нему храма Канака Сабха (Kanaka Sabha). Снаружи они кажутся единым зданием. Крыша этого храма сделана из меди, металла так же связанного с Шивой. Большинство каждодневных ритуалов проводится в этом храме.

ШИВА ГАНГА

(Shiva Ganga)


Лотосовый пруд, когда-то находившийся в дремучем мангровом лесу, сейчас облицован камнем и представляет собой бассейн прямоугольной формы. Его называют Шива Ганга (Shiva Ganga), подчеркивая связь этого места со священной рекой Ганг и богиней Ганга. В нем живут маленькие рыбки. Согласно поверью, когда вы их кормите, вы избавляетесь от дурной кармы. Считается, что омовение в этом бассейне позволяет излечиться от многих болезней. Под поверхностью этого пруда находится еще одна естественная линга, представляющая первоэлемент вода. Её можно видеть в засушливые годы.

Л о т о с о в ы й п р у д - Ш и в а Г а н г а

Лотосовый пруд - Шива Ганга

Р ы б к и, и з б а в л я ю щ и е о т д у р н о й к а р м ы

Рыбки, избавляющие от дурной кармы

ХРАМ У ЮЖНОГО БЕРЕГА

У Южного берега священного пруда расположен храм Mulasthana, что переводится как изначальное место. В этом храме и находится та самая естественная линга, у которой два риши (основатели Чидамбарама) провели первую пуджу Шивы. Храм расположен в 3-м внутреннем кольце - дворе (Пракара), что соответствует первоэлементу огонь. Это не случайно, так как в Ведической традиции именно огонь является центральным первоэлементом при проведении пуджи.

В этом же храме находится и барельеф райского древа желаний (Kalpa Vriksha).

Л о т о с о в ы й п р у д и х р а м M u l a s t h a n a

Лотосовый пруд и храм у южного берега


ЧЕТЫРЕ ПИРАМИДЫ НАД ВХОДАМИ В ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС

(gopurams)


По сторонам храмового комплекса расположены четыре пирамидальных башни гопурам (gopurams), под которыми находятся проходы. Они были построены примерно в 12-13 веках. Поверхность пирамид покрыта разнообразными барельефами, среди которых есть и 108 движений танца Шивы (108 karanas). Эти изображения уникальны, так как сохранились еще только в четырех других храмах Индии. Четыре гопурам вместе с позолоченным куполом центрального храма ассоциируются с пятью лицами Шивы. Географическое направление каждого из входов связано с определенным архетипом отношений с Шивой. При этом надо помнить, что весь комплекс олицетворяет тело танцующего Бога, основное лицо которого обращено на юг.

О д н а и з б а ш е н г о п у р а м

Одна из башен гопурам

Восточное направление ассоциируется с переживанием чувства любви, нежности и терпимости, это главное направление, связанное непосредственно с самим Шивой. Его называют Тат Пуруша (Tat Purusha) или Сам Лорд Шива. Другое его имя Сулалинга (Sthulalinga) - единство всех аспектов Бога.

Через южный вход ваш дух может напрямую достичь самого Лорда Шивы, однако только если Вы сохранили непосредственное восприятие ребенка.

Западный проход символизирует место друзей и соратников Шивы, расположенное по правой руке от него.

Тот, кто входит в храмовый комплекс с Севера, попадает к Шиве со стороны его спины. Это место подчиненных, невольников, выполняющих тяжелую работу.

Каждая гопурама имеет 50 метров высоты и увенчивается двускатной крышей. На ребре крыши расположены психотронные резонаторы Каласамы, фокусирующие космическую энергию в центральную шахту пирамиды. На верхнем 7-м этаже каждой гопурамы по внешнему периметру расположено множество маслянных лампад, которые горят каждую ночь. И в течение всей ночи брамины, читая мантры, подливают в лампады масло.

О д н а и з б а ш е н - г о п у р а м

Одна из башен гопурам

Р е з о н а т о р ы К а л а с а м ы

Резонаторы Каласамы

Наверху, с четырех сторон каждой пирамидальной башни расположены изображения духа хранителя Чидамбарама.

ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОМ ТАНЦЕ

 

С танцем Шивы и Чидамбарамом связана очень интересная легенда. Когда-то в предисторические времена в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).

Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.

Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.

Когда некоторые из Риши поняли что произошло, они пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана. Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву. Лорд с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку. Затем Риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами. Все это демонстрирует особенности тантрической магической алхимии, которая не уничтожает враждебное воздействие, а трансформирует, делая полезным и используя его энергию. Высшим мастером подобных техник считается Шива.

После этого Шива начал готовился к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки и третий глаз засиял между бровей. Разъярившись еще больше, Риши материализовали из огня свирепого карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца. Наконец Риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога - Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.

После этого начался Тандава (Tandava) - Космический танец. Его гигантские энергии повергли Риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха. Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.

Ш и в а Н а т а р а д ж а - Т а н ц у ю щ и й Ш и в а

Шива Натараджа

Значительно позже, когда на Земле сменилось много цивилизаций, Вишну возлежал на своём змее Шеша. Вдруг Шеша почувствовал, что Вишну стал многократно тяжелее. Он спросил его, что произошло, и Вишну ответил, что вспомнил Космический танец Шивы, свидетелем которого был в давние времена и рассказал ему эту историю.

После этого Шеша уже не мог думать ни о чем другом как увидеть танец Шивы. Вишну дал ему разрешение оставить его на некоторое время чтобы осуществить свою мечту. Шеша на многие века ушел в глубокую аскетическую медитацию (тапас) и когда он достиг высшей концентрации, перед ним появился Шива и сказал, что может выполнить любое его желание. Шеша ответил, что у него только одно желание - увидеть Космический танец.

Шива ответил, что этот танец может быть исполнен только в определенное время и в определенном месте на Земле. У естественной линги в лесу Тилай, так как это срединная точка Земли, где находится её сердечный центр - Лотосовое Пространство. Через это место проходит главный энергетический канал (nadi) нашей планеты, оно зовется Cit Ambara.

Чтобы стать свидетелем танца Шеша должен был быть рожден на Земле в человеческом теле под именем Патанджали. Когда он вырастет, ему следует прийти в лес Тилай и, встретив там другого святого Вьяграпада, выполнить тапас, а затем провести пуджу. И тогда явится Шива и исполнит свой танец.

Затем все это воплотилось в реальность, и у лотосового пруда в лесу Тилай начался Космический танец. Кроме двух святых его свидетелями стали 3000 потомственных священников-браминов Муварийаваров (Muvariyavar), позже их стали называть Дикшитарами. Именно они и стали хранителями традиции Чидамбарама.

Они появились в лесу не случайно, сообщество этих священников было связано с Шивой с давних времен. Согласно одной из легенд, однажды они были приглашены богом творцом Брахмой, проводить богослужение на небесах. Когда они отправились на небо, их было 3000. Возвратившись, они пересчитались, чтобы проверить все ли на месте, и их оказалось 2999. Тогда из Сабхи раздался голос и сказал, что 3000-м был сам Шива. Все это можно рассматривать как косвенное подтверждение того, что Дикшитары, так же как и Хопи, являются носителями древнего знания, переданного из предыдущих цивилизаций.

АРХЕТИПИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА ШИВЫ В ЧИДАМБАРАМЕ

 

Чидамбаран относится к небольшому числу храмов Индии, ритуалы в которых проводятся согласно древней Ведической доктрине. Основная же масса храмов Индии следует более поздней традиции Агамы. При этом основным божеством Чидамбарама является Шива Натараджа. Его танец имеет очень глубокую космогоническую основу, и в нем зашифрованы древние знания о природе реальности. При этом каждой фазе существования вселенной соответствуют определённые танцевальные фигуры и символы, воплощающие её архетип.

  • Для этапа творения Шива визуализируется держащим в поднятой правой руке ритуальный барабанчик Дамару. Это символизирует энергию творения, первозвук ОМ. Барабан Дамару представляет очень древнюю архетипическую форму, широко распространенную как в Индуизме, так и в Буддизме. Он состоит из двух барабанов имеющих форму полусферы и скрепленных в основании, мембранами наружу. Это символизирует разделение изначального состояния андрогина (Парамашива) на мужскую и женскую энергию, верх и низ, свет и тьму. Соответственно сфера олицетворяет андрогинную фазу - мужское и женское слито воедино и дремлют как зародыш будущей вселенной (ночь Брахмы). Соответственно на первой фазе творения происходит разделение на две полусферы и их "выворачивание" наружу.

 

  • Следующая фаза направлена на поддержание равновесия и гармонии созданного мира. На этом этапе Шива танцует лицом на Юг, держа Дамару в опущенной правой руке. Это олицетворяет преодоление страха смерти, одной из наиболее пагубных страстей, мешающей полноценной реализации человека и человечества в целом.

 

  • В фазе разрушения Шива танцует с пламенем в поднятой левой руке. Это символизирует огонь, разрушающий всё в отжившем свое мире.

 

  • Четвертая форма танца олицетворяет победу над силой иллюзии (Майи). Тут Шива танцует, попирая правой ногой распростертого карлика (символ демонической энергии иллюзии). Опущенная левая рука указывает на поднимаемую в танце левую ногу, напоминая о пути личного и общечеловеческого спасения, избавления от иллюзорного существования.

К о с м и ч е с к и й т а н е ц Ш и в ы

Космический танец Шивы

В каждом из танцев Шивы присутствует так же и символика пяти первоэлементов или стихий.

  • Так Дамару символизирует первоэлемент воздух.

 

  • Огонь символизируется пламенем в левой руке.

 

  • Воду олицетворяет богиня Ганга, прячущаяся в спутанных волосах Шивы и священная река Ганг, вытекающая из них.

 

  • Символом земли служит карлик, на котором танцует Шива.

 

  • Высший элемент Акаша (эфир, пустота), олицетворяется пространством между опущенной правой и приподнятой левой ногой в танце рассеяния иллюзии.

В танце творения есть и важная нумерологическая символика - общее число движений равно 108. Это и число бусин на четках, и 108 сакральных имен Шивы. Это же число движений используется, как в индийских боевых искусствах (Карали Пайтту (Karali Paittu) в системе Керала (Kerala)), так и Китайском Тай Чи. Однако самое последнее движение невозможно передать, так как оно имеет многомерную природу и является самим актом творения вселенной. Все 108 движений лишь создают энергетический канал и подготавливают почву для Творения.

В Чидамбараме архетип Шивы представлен на трех уровнях проявленности в физической реальности. Самый сакральный образ, находится в центральном храме с золотой крышей. Это Акаша Линга - янтра, олицетворяющая Шиву за пределами формы. К ней имеют доступ только Дикшитары. По рассказу одного из браминов, она скрыта за шелковым покрывалом черным снаружи и красным внутри. За ними обычным зрением можно увидеть только три нити золотых листьев, висящих вниз. Они фиксирую местонахождение невидимой геометрической янтры, призываемой специальными мантрами. Некий Дикшитар рассказывал, что когда он в детстве попытался прикоснуться к этому месту, невидимая сила отбросила его на несколько метров и выбросила из храма.

Следующий уровень проявленности - это кристаллическая линга (Шива в бесформенной форме). В данном случае Шива уже имеет материальное воплощение, но в виде архетипической геометрической формы - йони линги сделанной из кристалла. Во время богослужения её выносят в храм с медной крышей, примыкающей к главному святилищу с золотой крышей. Туда есть шанс попасть, если конечно понравишься кому-то из верховных браминов Дикшитаров. Кристаллическая линга хранится в нескольких металлических футлярах, устроенных наподобие матрешки и так же имеющих форму йони линги. Их открывают только во время подношения линге (линга пуджи). Передать ощущения, связанные с этим удивительным местом очень трудно. Чувствуется, что трехмерный мир раскрывается как бутон, и ты оказываешься в невообразимо сложном и прекрасном многомерном пространстве.

И, наконец, скульптурное изображение танцующего Шивы Натараджа (Shiva Nataraja Murti) олицетворяет Шиву воплощенного в форму. Это та самая знаменитая скульптура, которую Роден назвал самым гениальным произведением искусства когда-либо созданного человечеством.


Шива Натараджа

Еще одно свойство так же делает Чидамбарам уникальным храмовым комплексом Индии. В южной Индии существует всего пять Храмов символизирующих каждый из пяти первоэлементов. Чидамбарам связан с высшей, наиболее утонченной стихией Акашей, отсюда еще одно из его имен Акаша Кшетра (Akasha Kshetra). Остальные четыре первоэлемента связаны со следующими храмами:

  • Воздух - Калахасти (Kalahasti)

 

  • Огонь - Тируванамалай (Tiruvanamalai)

 

  • Вода - Тируванайкавал (Tiruvanaikaval)

 

Земля - Канчипурам (Kanchipuram), это так же один из величайших храмов Шивы.








Источник: http://www.shalagram.ru/

Подписаться на рассылку
"Тайны древних цивилизаций"
 

Подписаться на рассылку
"Эзотерические путешествия"
 



Категория: Индуистские храмы | Добавил: Sagiv (09.01.2010)
Просмотров: 13527 | Теги: Южная Индия, Шива Натараджа, храм танцующего Шивы, Чидамбарам | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Форма входа
Поиск по сайту
Индия
Тикал
Египет
Наши друзья
Мини чат
Наш опрос
Если бы Вы вдруг неожиданно выиграли путешествие в любую точку мира,куда-бы Вы бы отправились?
Всего ответов: 2083
Лучшие Сайты
Израиля




LightRay

ОТЗЫВ.Ру
Система авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов
Разрешается использование материалов сайта "Спиритурс" в интернете с обязательным указанием
активной гиперссылки (hyperlink) www.spiriturs.com
ведущий отзывы
(2009-2017 ©)